Поперечно-винтовая прокатка бывает двух видов: валковая и плоская.
При валковой поперечно–винтовой прокатке инструмент выполняются круглыми. Валки приводятся во вращение во встречном направлении. Вступая в контакт с заготовкой валки передают вращение заготовке. Наклонные грани валков, за счёт скрещивания осей, передают заготовке осевое перемещение.
При плоской поперечно-винтовой прокатке, плоские инструменты движутся во встречном направлении. Вступая в контакт с заготовкой инструменты придают заготовке вращательное движение. Наклонные грани инструментов передают заготовке осевое перемещение.
Плоская поперечно – винтовая прокатка, бывает прямой и обратной.
При прямой плоской поперечно-винтовой прокатке осевые усилия действуют от середины к концам заготовки, они растягивают заготовку.
При обратной плоской поперечно- винтовой прокатке осевые усилия действуют от концов заготовки к середине и создают встречные осевые усилия, которые, сжимают заготовку и уплотняют структуру.
Обратная плоская поперечно-винтовая прокатка придаёт улучшенные механически свойства материалу вагонной оси, которые по показателям прочности, таким как, относительное удлинение и ударная вязкость, на 20…23% выше чем у осей, полученных прямой поперечно – винтовой прокаткой и 10…12% выше чем у осей, полученных ковкой.
ЗАО «Белтехнология и М» были проведены исследования механических свойств поковок полученных прямо поперечно-винтовой прокаткой и обратной поперечно-винтовой прокаткой в сертифицированной лаборатории.
Из результатов исследований прочности, можно сделать вывод, что метод обратной плоской, поперечно–винтовой прокатки наиболее предпочтителен по уровню достигаемых механических свойств, в сравнении с другими.
Схема валковой поперечно–винтовой прокатки показана на рис. 1

Схема прямой, плоской поперечно–винтовой прокатки показана на рис. 2.

Схема обратной, плоской поперечно–винтовой обратной прокатки на рис.3.
